По шаблону
О субъективном восприятии такого явления в литературе как «фанфики»
О субъективном восприятии такого явления в литературе как «фанфики»
В настоящее время с пугающей скоростью по свету проносится такое явление как фанфики, или же фанатское письменное творчество, созданное по мотивам какого-либо произведения. Фанфики, чья история уходит в далекие 60-е, во времена начала показа сериала Star Trek, стали неотъемлемой частью жизни для многих людей – как подросткового, так и взрослого поколений. С их помощью авторы пытаются донести до возможных читателей свою точку зрения на события в оригинальном произведении, хотя – гораздо и гораздо более часто – они всего лишь пытаются справиться со своими собственными комплексами через работу с чужими персонажами. Оно ведь намного проще, взять чужую куклу и поиграться с ней, без страха обрезая длинные кудри и превращая ангельское личико – при помощи теней да помады – в маску путаны, нежели обратиться вглубь самое себя и задать простой вопрос: «Да что же я делаю-то?»
читать дальшеДействительно, этот вопрос должны задавать себе все те, кто принимает решение написать свой собственный фанфик. Особо касается это юных и недооцененных, еще не достигших совершеннолетия, но уже возомнивших себя классиками современности. Что принципиально нового принесет с собой ваша история в мир выбранного произведения или же она всего лишь способ достучаться до этого мира и напомнить о своем существовании, мол, жив еще курилка?
Имея в своем рюкзаке воспоминаний достаточно большое количество опыта общения с так называемыми фикрайтерами и – каюсь, грешила - написания фанфиков самостоятельно, с большой долей уверенности могу заявить: творчество большинства фанатов в нынешние времена скорее напоминает литературные потуги Дарьи Донцовой, нежели серьезную литературу. Сляпанные в большинстве своем под копирку, с изменением лишь действующих персонажей, они призваны реализовать в себе затаенные фантазии авторов, будь то банальные сексуальные контакты или же более серьезные претензии, например, на спасение мира.
Казалось бы, в нынешний век изобилия книжные полки и без того переполнены подобным творчеством, покоящимся на трех китах – спасения мира, великой любви и фэнтезийных штучек, - но почему же тогда так пугающе быстро растет уровень бесконечных заимствований и переиначиваний уже написанного в мире фанфиков? Неужели проработка собственных комплексов настолько захватывает авторов, что они становятся неспособны на создание чего-то – хотя бы относительно! – нового и нестандартного; такого мира, в котором они смогут сделать гораздо больше, нежели в рамках изначального произведения?
Или же в данном случае комплексы начинают тесно сплетаться со страхом провалиться? Но ведь создание своей уютной литературной вселенной – далеко не экзамен, и подготовка к этому событию займет не одну переполненную кофе и энергетиками ночь. Репетировать выход своего произведения в свет можно практически до бесконечности, не оглядываясь ни на часы, ни на сидящего за соседней партой ботаника. Так почему же люди, порой действительно не обделенные писательским талантом, растрачивают свое время на сочинение историй под копирку? Заключается ли проблема в глубоких авторских комплексах или же в банальном, пусть и порой простительном, нежелании прорабатывать собственный мир? Или же все можно объяснить гораздо проще?
Здесь сложно дать однозначный ответ, однако я, основываясь на знакомстве с достаточно большим количеством фикрайтеров и полученном образовании психолога, хочу все же остановить ваше внимание на теме авторских комплексов, вольготно, точно сорняки на заброшенном огороде, цветущих в сознании и душе графоманов, решивших – лечения ради – создать очередной клишированный сюжет.
Говоря о низкой самооценке авторов и, как следствие, взращенных и взлелеянных из нее комплексах, нужно отметить, что отдельной ротой в парадном марше фанфиков гордо вышагивают так называемые Мэри Сью и Марти Сью – этакие идеализированные образы нововведенных героев, в большинстве случаев являющих собой некие эталоны – обычно касающиеся только внешних трансформаций, - к которому стремятся наши великие литераторы.
Ни для кого не является секретом тот факт, что в главных героях автор обычно выводит самого себя, добавляя в яркий образ хотя бы одну свою черточку, один свой талант – воображаемый или реальный. И подобное явление в фанфиках получило гораздо более глобальное распространение, нежели в серьезной литературе. Самовольно выдав себе разрешение на использование чужих миров, доморощенные графоманы так же смело вписывают в чужую вселенную нечто такое, чего не достает им в реальном мире: героя, которого не могут сломить никакие жизненные трудности; героя, который ради Цели сможет совершить невозможное – встать со стула и двигаться вперед, демонстративно размахивая выданным писателем оружием. Ни один автор не готов стать таким героем в нашем мире; ни один автор, ждущий публикации, не готов сделать своего персонажа неудержимым – а как же, не дождешься иначе сопереживания со стороны читателей; но мир фанфиков, в котором все основные характеры давным-давно прописаны и исписаны, манит таких графоманов со страшной силой, завлекая обманчивым: «Здесь можно все!»
Ничего «здесь» на самом деле нельзя. В оригинальном произведении давным-давно все придумано, а ежели чего и не хватает для изголодавшегося по приключениям любимых героев фанатов, то это – их проблемы. Можно сколь угодно долго фантазировать на тему открытого финала, нераскрытой истории мира или же несправедливо похороненного создателем персонажа, но писать свою версию случившегося – значит, искажать имеющуюся историю, выводить ее на новую, не запланированную автором, временную ветку и вести героев по самому удобному для него, фаната, пути. И далеко не все маститые писатели, сценаристы или режиссеры одобряют подобное творчество. По мнению некоторых из них, принимать фанфики равносильно принятию чужой точки зрения, а, следовательно, и измене своему кровно выстраданному произведению.
«Те из нас, кто подобно мне, предпочитают не давать разрешения на использование своего мира и героев для создания фанфиков, делают это не просто из вредности, - писал в своем блоге известный писатель Джордж Мартин. – Мы делаем это, чтобы защитить себя и свои творения».
Существует отдельная плеяда фанфиков, созданных, по замыслу графоманов, с целью переосмысления оригинального мира. В таких случаях обычно от существующих персонажей оставляют только имена и, если им очень повезет, внешность; характер же и мотивацию перекраивают полностью, дабы появилась возможность логично обосновать изменение хода истории. Согласитесь, куда более логичными являются умозаключения повзрослевшего героя, воскресшего – во всех смыслах – из небытия, дабы восстановить справедливость, нежели неловкий лепет сутулого подростка. А на деле все это не более, чем пыль на старом шкафу, поскольку речь идет об одном из самых сложных в истории человечестве феномене – о творчестве. Введение в чужие миры своих собственных, пусть даже абсолютно каноничных героев или создание ситуации псевдо-катарсиса, якобы ведущего за собой просветлению и общему переосмыслению картины миры – это страшный грех в мире писательства, поскольку такой проступок посягает на автономию писателя и на уникальность его авторской мысли. Фанфик – не логичное продолжение истории, не раскрытие характера персонажа и не доработка сюжета; фанфик – это попытка утвердиться за чужой счет; шанс показать – причем только самому себе, - что-то, невнятное и непонятное, скрытое за тоннами слов и якобы тонких аллюзий.
И пусть даже часть достаточно интересной современной литературы по сути своей является фанфикшном – многочисленные саги за разным авторством о Конане-варваре, «Кольцо тьмы», являющееся продолжением знаменитой истории о Кольце Всевластия, некая серия «Таня Гроттер», позиционирующая себя как пародия на известную сказку про волшебника в очках…. Список можно продолжать бесконечно, однако я хочу донести до читателей следующую мысль: создание фанфиков – это все равно что подглядывание в чужое окно. Можно разглядеть за всеми слоями тюля мельчайшие детали интерьера, силуэтов и, возможно, едва различимые родинки на лицах, однако нельзя углядеть самое главное – душу. Ни один фанфик не в силах передать истинное очарование оригинала, вьющееся за книгой или фильмом, точно шлейф дорогого парфюма, тщательно выбранного холеной дамочкой в бутике. И ни один фанфик не способен помочь автору разобраться со своими комплексами, тщательно утрамбованными в образе очередной Мэри Сью. Появление подобной дамочке в открывшемся пейзаже за окном – не менее дурацкая ситуация, чем неожиданное возвращение жены из командировки и заставшей мужа в постели с любовницей.
«Еще Александр Сергеевич блевал на эти камни», - с гордостью говорил один мой знакомый, с которым мы проходили по Арбату. «Еще Александр Сергеевич блевал на эти камни», - с презрением бросил он в ответ, когда я спросила его о фанфиках. Пренебрежение этого человека к подобного рода творчеству, в принципе, понятно многим: ведь если у человека есть дар – пусть даже какие-то его слабые отголоски, изредка прорывающиеся инсайтом в сознание, - то зачем растрачивать его впустую, пытаясь наполнить и без того переполненную бочку? Создание фанфика – это то, что должно стать первой ступенью, но не более того, в развитии своих творческих способностей; тем самым фундаментом, на котором можно построить нечто большее; тем самым примером, который научит архитектора проектировать здания, а математика – решать задачи. Но ни в коем разе не попыткой решить собственные проблемы за счет решения проблем героев. В отличие от брызжущих слюной и идеями графоманов у этих персонажей есть свой писатель, возведенный ими – пусть и по незнанию – в ранг Бога, который способен разобраться с перипетиями сюжета и без помощи фанатов, нуждающихся в помощи порой гораздо сильнее придуманного красавчика.